Психофизиологическая экспертиза

Психофизиологическая экспертиза

Добрый день друзья!

АНО «Центр судебных экспертиз» рад вас приветствовать на разделе сайта, посвященном психофизиологии, психофизиологической экспертизе и обследованию персонала на детекторе лжи (полиграфе).

В последний раз мы публиковали материалы по судебной психофизиологии более 10-ти лет назад, и к слову говоря, за прошедшее десятилетие в данной области экспертных исследований практически не появилось ни каких значительных подвижек в сторону большей популяризации данной экспертной области знаний.

До настоящего времени психофизиологическая экспертиза продолжает оставаться неким элементом телешоу типа «Детектор правды», и в голове у российского судьи даже не закрадывается мысль о том, что это «детектор лжи» это совсем игрушка и не телешоу, а весьма и весьма действенный инструмент доказывания в процессе судопроизводства.

Оставим в покое судебный корпус, и давайте зададим себе вопрос: а как часто юристы и адвокаты требуют от суда назначить судебную психофизиологическую экспертизу?

Мы — судебные эксперты, ответим примерно так: адвокаты и юристы практически ни чем не отличаются от судебного корпуса и практически ни когда по своей инициативе даже не пытаются провести психофизиологическую экспертизу на детекторе лжи…

Да, действительно, отношение представителей судебной власти, так и адвокатского сообщества к обследованию на полиграфе весьма и весьма прохладное… и мы с вами можем лишь догадываться о реальных причинах данного явления.

Кстати, автор настоящей статьи однажды задал вопрос группе федеральных судей на тему низкой востребованности в судах психофизиологической экспертизы и полученный ответ меня слегка удивил. Все присутствующие на собрании судьи озвучили следующий ответ «Нам (судьям) не нужен полиграф, т.к. мы и по глазам видим, что нам врёт (не врёт) подсудимый»…

Конечно мы (судебные эксперты) с глубоким уважением относимся к работе судебного корпуса, однако при этом мы уверены, что ни один из наших судей не обладает экстрасенсорными способностями или навыками визуального скрининга людей. По крайней мере о таких персонажах современной науке не известно.

Примечание: Скрининг — искусство чтения мыслей человека по его жестам и мимике.

Нам видится, что тотальное непринятие или даже отторжение данного инструмента доказывания связано с тем, что у судей нет ни действующего федерального закона, ни иной прямой директивы на предмет более активного применения полиграфа при рассмотрении судебных споров.

Требуется также сказать, что федерального закона, который бы формализовал процедуру проведения обследования на полиграфе также не существует, хотя сам законопроект пылится в Государственной Думе Российской Федерации с 2005 года. Кстати, с текстом законопроекта о проверке на полиграфе вы можете познакомиться чуть ниже.

Итак, давайте подведем черту…

По состоянию на середину 2018 года психофизиологические исследования в судах на территории нашей страны не востребованы.

Федеральный закон о порядке проведения проверок на детекторе лжи до сих пор не принят, а услуги детекции лжи носят добровольный характер и востребованы в отдельных отраслях экономики и в отдельных силовых ведомствах.

Основными потребителями услуг проверки на полиграфе продолжают быть кадровые службы в правоохранительной системе, вооруженных силах, в целом ряде органов государственной власти и управления, причем вся суть столь уникального и полезного инструмента как детектор лжи сводится по сути к проверке человека на его адекватность при поступлению на военную или иную государственную службу.

Применение полиграфа

Проект Федерального закона О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛИГРАФА

Редакция от 07.12.05

Настоящий Федеральный закон о применении полиграфа определяет основные понятия, цели, принципы и области проведения опросов с применением полиграфа в Российской Федерации, а также устанавливает основные требования к применению полиграфа и проведению таких опросов, а также порядок использования их результатов.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) полиграф — техническое средство, предназначенное для регистрации в процессе опроса человека физиологических параметров (в том числе параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, кожного сопротивления) и позволяющее представить результаты регистрации в аналоговом и(или) цифровом виде;

2) опрос с применением полиграфа — нетравмирующая, безвредная для жизни и здоровья человека совокупность действий (включающая, в том числе, тестирование на полиграфе), ориентированная на проверку полиграфологом достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом;

3) тестирование на полиграфе — составная часть опроса с применением полиграфа, включающая в себя регистрацию физиологических параметров человека в ответ на задаваемые вопросы, предъявляемые предметы или изображения;

4) полиграфолог — специалист по опросам с применением полиграфа, аттестованный в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

5) ассистент полиграфолога — лицо, специально подготовленное полиграфологом для оказания технической помощи при проведении тестирования на полиграфе;

6) опрашиваемое лицо — лицо, проходящее опрос с применением полиграфа;

7) инициатор опроса — физическое или юридическое лицо, инициирующее проведение опроса с применением полиграфа в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

8) представитель инициатора — лицо, представляющее интересы инициатора опроса, участвующее в организации опроса с применением полиграфа и присутствующее при его проведении;

9) обязательный опрос с применением полиграфа — опрос, осуществление которого является обязательным для инициатора опроса и для опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим Федеральным законом;

10) добровольный опрос с применением полиграфа — опрос, осуществляемый при наличии добровольного согласия опрашиваемого лица в случаях, определенных настоящим Федеральным законом;

11) фактор риска — определяемое инициатором опроса в соответствии с принципами настоящего Федерального закона и нормами законодательства Российской Федерации основание, препятствующее поступлению лица на работу (службу) или продолжению выполнения лицом служебных обязанностей, либо препятствующее предоставлению лицу убежища или признанию его беженцем на территории Российской Федерации;

12) согласие лица на прохождение опроса с применением полиграфа зафиксированное в письменной форме решение лица о прохождении опроса с применением полиграфа в сроки, предложенные инициатором опроса;

13) отказ от прохождения опроса с применением полиграфа — зафиксированное в письменной форме лицом, в отношении которого инициировано проведение опроса с применением полиграфа, или полиграфологом решение указанного лица не проходить такой опрос;

14) заявление об изменении сроков прохождения опроса с применением полиграфа -письменное заявление лица о необходимости изменения сроков прохождения опроса с применением полиграфа по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

15) результат опроса с применением полиграфа — письменное заключение полиграфолога на основе информации, полученной им от опрашиваемого лица в ходе проведения опроса;

16) материалы опроса с применением полиграфа — результат опроса с применением полиграфа, заданные опрашиваемому лицу в ходе тестирования на полиграфе вопросы и зарегистрированные при этом его физиологические реакции, а также полученные при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и (или) послетестовой беседы аудио- и видеозаписи.

Статья 2. Цели и области применения полиграфа

1. В Российской Федерации опросы с применением полиграфа проводятся в целях оценки достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Оценка достоверности сведений, сообщаемых опрашиваемым лицом, осуществляется:

  • при получении и подтверждении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • в ходе оперативно-розыскной деятельности;
  • в ходе расследований или судебных разбирательств;
  • при предупреждении и расследовании правонарушений в рамках трудовых отношений;
  • при предоставлении убежища или при признании беженцем на территории Российской Федерации.

Статья 3. Правовая основа применения полиграфа

Правовой основой проведения опросов с применением полиграфа являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Статья 4. Принципы проведения опросов, с применением полиграфа

1. Опросы с применением полиграфа проводятся с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами законности, гуманности, научности, конфиденциальности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Проведение опроса с применением полиграфа не должно представлять опасность для здоровья человека, унижать его честь и достоинство.

3. Недопустимо применение угроз, насилия или иных незаконных мер воздействия с целью принуждения человека к получению согласия на проведение опроса с применением полиграфа или прохождению такого опроса.

4. Право проведения опросов с применением полиграфа предоставляется специалистам, аттестованным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Информация, содержащаяся в материалах опроса с применением полиграфа, а также полученная участниками опроса в процессе его проведения, не подлежит разглашению без согласия опрашиваемого лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Недопустимо использование этой информации в целях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Лица, проходящие опрос с применением полиграфа

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, опрашиваемыми лицами могут являться:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане, находящихся на территории Российской Федерации;
  • лица без гражданства, в том числе — прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайство о предоставлении убежища, либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации (далее — лица без гражданства).

Статья 6. Виды опросов с применением полиграфа

В соответствии с настоящим Федеральным законом опросы с применением полиграфа осуществляются в обязательном или добровольном порядке.

Статья 7. Ограничения на проведение опросов с применением полиграфа

Опрос с применением полиграфа не проводится, если лицо, в отношении которого инициирован такой опрос, представляет письменное медицинское заключение, свидетельствующее о том, что физическое и (или) психическое состояние данного лица может повлечь появление у него неадекватных реакций в ходе тестирования на полиграфе, с указанием срока действия данного заключения.

ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОПРОСЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА

Статья 8. Лица, проходящие обязательные опросы с применением полиграфа

Органы государственной власти и негосударственные организации, соответственно, осуществляют обязательные опросы с применением полиграфа:

  • граждан Российской Федерации, получающих или имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • граждан Российской Федерации, поступающих на службу или проходящих службу в: органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности, органах внешней разведки;
  • органах федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ;
  • подразделениях службы судебных приставов органов юстиции, подразделениях службы исполнения наказаний, подразделениях министерства обороны, органах таможенного комитета, органах государственной охраны, органах прокуратуры.
  • граждан Российской Федерации, поступающих на работу, связанную с обеспечением эксплуатации особо важных, режимных или опасных производственных объектов, или поступивших на такую работу

Статья 9. Случаи применения обязательных опросов с применением полиграфа

1. Обязательные опросы с применением полиграфа проводят в отношении лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия:

  • при поступлении на работу (службу);
  • при осуществлении периодического или выборочного контроля служебной деятельности.

2. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни:

должностей, на которые поступают или на которых работают (проходят службу) лица, подпадающие под действие статьи 8 настоящего Федерального закона;

особо важных, режимных или опасных производственных объектов, на которых применяют обязательные опросы с применением полиграфа в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Статья 10. Порядок проведения обязательных опросов с применением полиграфа

1. Порядок проведения органами государственной власти Российской Федерации обязательных опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, устанавливается нормативными правовыми актами указанных органов.

2. Порядок проведения негосударственными организациями обязательных опросов с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие частей 1 и 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Отказ от прохождения обязательного опроса с применением полиграфа

Отказ от опроса с применением полиграфа лиц, подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в поступлении на работу (службу) или в допуске к исполнению ими служебных обязанностей за исключением случаев, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Изменение срока прохождения обязательного опроса с применением полиграфа

1. Основанием для изменения намеченного инициатором опроса срока проведения обязательного опроса с применением полиграфа является заявление лица, в отношении которого инициирован опрос, об изменении срока прохождения опроса с указанием причин и предложением инициатору опроса желательного периода времени прохождения такого опроса. Выбор срока проведения обязательного опроса с использование полиграфа определяется совместно инициатором опроса и лицом, подлежащим такому опросу.

2. Допускается:

  • двукратное изменение срока прохождения обязательного опроса с применением полиграфа в случаях, подпадающих под действие пункта 1 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона;
  • однократное изменение срока прохождения обязательного опроса с применением полиграфа в случаях, подпадающих под действие пункта 2 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

3. Количество переносов, инициируемых опрашиваемым лицом и превышающих требования части 2 настоящей статьи, расценивается как отказ от обязательного опроса с применением полиграфа.

ГЛАВА 3. ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОПРОСЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА

Статья 13. Лица, проходящие добровольные опросы с применением полиграфа

Органы государственной власти и негосударственные организации имеют право инициировать и проводить добровольные опросы с применением полиграфа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не подпадающих под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии их письменного согласия на проведение таких опросов и в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 14. Случаи применения добровольных опросов с применением полиграфа

1. Органы государственной власти имеют право проводить добровольные опросы с применением полиграфа:

  • в ходе оперативно-розыскной деятельности;
  • в ходе расследований или судебных разбирательств.

2. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации имеют право проводить добровольные опросы с применением полиграфа:

  • в ходе установления трудовых отношений при поступлении лиц на работу (службу);
  • в целях предупреждения правонарушений в рамках трудовых отношений;
  • при расследовании правонарушений, совершаемых или совершенных в рамках трудовых отношений.

3. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации в целях обеспечения защиты конфиденциальности информации имеют право проводить опросы с применением полиграфа лиц, которые в соответствии с трудовым договором будут иметь или имеют доступ к конфиденциальной информации.

4. Органы государственной власти, государственные и негосударственные организации при расследовании правонарушений, совершаемых или совершенных в рамках трудовых отношений, имеют право проводить опросы с применением полиграфа работников, если такая обязанность вытекает из трудового договора.

Статья 15. Проведение добровольных опросов с применением полиграфа

1. Проведение в ходе расследований и судебных разбирательств добровольного опроса с применением полиграфа в форме экспертизы осуществляется в соответствии с процессуальными нормами Российской Федерации.

2. Проведение органами государственной власти добровольного опроса с применением полиграфа лица моложе 14 лет осуществляется исключительно в форме экспертизы в соответствии с частью 1 настоящей статьи при согласии одного из родителей (опекунов, иных законных представителей) данного лица на прохождение такого опроса.

3. Работодателю предоставляется право инициировать добровольные опросы с применением полиграфа лиц, нанимаемых на работу (службу), и проводить такие опросы в случаях, когда:

  • обязанность прохождение опроса предусмотрена трудовым договором;
  • проведение опроса инициировано опрашиваемым лицом.

4. Проведение добровольных опросов с применением полиграфа лиц без гражданства осуществляется компетентными органами государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Отказы от прохождения добровольного опроса с применением полиграфа

1. Последствия отказов граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства, для которых органами государственной власти инициировано проведение добровольных опросов с применением полиграфа в форме экспертизы, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Отказы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства от добровольных опросов с применением полиграфа, проведение которых в ходе оперативно-розыскной деятельности, расследований или судебных разбирательств инициировано органами государственной власти (за исключением случаев, подпадающих под действие части 1 настоящей статьи), не влекут за собой ущемления их законных интересов и прав.

3. Отказы лиц без гражданства, в отношении которых органами государственной власти инициировано проведение добровольных опросов с применением полиграфа (за исключением случаев, подпадающих под действие части 1 настоящей статьи) являются основанием для отказа в предоставлении им убежища либо в признании их беженцами на территории Российской Федерации.

4. Отказы лиц, для которых работодателем инициировано проведение добровольных опросов с применением полиграфа при установлении и осуществлении трудовых отношений в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, являются основанием для отказа в установлении с ними таких отношений.

5. Отказы лиц, для которых работодателем инициировано проведение добровольных опросов с применением полиграфа при предупреждении и расследовании правонарушений в рамках трудовых отношений, не могут являться основанием для отказа им в допуске к исполнению служебных обязанностей и не влекут за собой ущемления их законных интересов и прав за исключением случаев, когда прохождение опроса с применением полиграфа вытекает из трудового договора.

Статья 17. Изменение срока прохождения добровольного опроса с применением полиграфа

1. Выбор срока проведения добровольного опроса с применением полиграфа определяется совместно инициатором опроса и лицом, в отношении которого этот опрос инициирован.

2. Изменение намеченного инициатором опроса срока проведения добровольного опроса с применением полиграфа не влечет за собой ущемления законных интересов и прав лица, в отношении которого инициирован опрос, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 14, когда обязанность прохождения опроса с применением полиграфа вытекает из трудового договора.

ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛИГРАФА

Статья 18. Структура и технические средства опроса с применением полиграфа

1. При выполнении опроса с применением полиграфа полиграфологом осуществляются следующие основные действия:

  • подготовка к работе с опрашиваемым лицом;
  • работа с опрашиваемым лицом (проведение предтестовой беседы, выполнение тестирования на полиграфе, проведение по усмотрению полиграфолога послетестовой беседы);
  • анализ и оценка зарегистрированных физиологических реакций;
  • оформление результатов опроса с применением полиграфа.

2. Для проведения опросов с применением полиграфа применяют технические средства, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

3. Полиграфологи, применяющие в ходе опросов полиграфы, не соответствующие требованиям части 2 настоящей статьи, привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

4. При проведении опроса с применением полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие статьи 8 настоящего Федерального закона, допускается осуществление аудио- и(или) видеозаписи работы с опрашиваемым лицом с уведомлением его об этом. Решение о целесообразности осуществления такой записи принимает инициатор опроса.

5. При проведении опроса с применением полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие частей 1 и 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществление аудио- и(или) видеозаписи работы с опрашиваемым лицом проводится при наличии его письменного добровольного согласия.

Статья 19. Лица, присутствующие при проведении опроса с применением полиграфа

1. При проведении опроса с применением полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие статьи 8, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 14, части 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, помимо опрашиваемого лица и полиграфолога в помещении имеют право присутствовать:

  • представитель инициатора опроса,
  • ассистент полиграфолога (с разрешение полиграфолога),
  • переводчик (по желанию опрашиваемого лица либо по решению инициатора опроса).

2. При проведении опроса с применением полиграфа в отношении лица, подпадающего под действие пункта 2 части 1 статьи 14 и частей 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, помимо опрашиваемого лица и полиграфолога, в помещении имеют право присутствовать

  • представитель инициатора опроса,
  • адвокат/защитник (в порядке, установленном процессуальным законодательством),
  • родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица, если последнему менее 14 лет,
  • ассистент полиграфолога (с разрешения полиграфолога),
  • переводчик (в порядке, установленном процессуальным законодательством).

3. Присутствие при проведении опроса с применением полиграфа лиц, не упомянутых в частях 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

Статья 20. Язык, на котором проводится опрос с применением полиграфа

1. Опрос с применением полиграфа проводится на родном для опрашиваемого лица языке или ином языке, которым, по утверждению опрашиваемого лица, он уверенно владеет.

2. Если полиграфолог и опрашиваемое лицо не могут в ходе опроса с применением полиграфа общаться на одном языке, инициатор опроса по заявлению полиграфолога или опрашиваемого лица обязан привлечь переводчика к такому опросу.

Статья 21. Требования к полиграфологу

1. Опросы с применением полиграфа осуществляют полиграфологи, аттестованные в соответствии с требованиями настоящей статьи.

2. Полиграфолог должен отвечать следующим требованиям:

  • быть гражданином Российской Федерации;
  • иметь высшее образование;
  • иметь возраст не менее 22 лет.

3. Полиграфолог, выполняющий опросы с применением полиграфа, должен пройти подготовку по специальности в порядке установленном статьей 31 настоящего Федерального закона.

4. Настоящий Федеральный закон, допускает установление органами государственной власти дополнительных требований к отбору и подготовке полиграфологов, выполняющих опросы с применением полиграфа лиц, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

5. Лица, получившие квалификацию полиграфолога в соответствии с настоящим Федеральным законом, проходят:

  • регистрацию в Государственной комиссии по опросам с применением полиграфа;
  • переподготовку не реже одного раза в два года.

6. В случаях выполнения опросов с применением полиграфа в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона полиграфолог обязан иметь соответствующую форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

7. Лица, не получившие квалификацию полиграфолога или не прошедшие переподготовку в соответствии с настоящим Федеральным законом и выполняющие опросы с применением полиграфа, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Обязанности, права и ответственность инициатора опроса

1. Инициатор опроса с применением полиграфа обязан:

  • предоставить полиграфологу имеющиеся материалы об опрашиваемом лице, необходимые для проведения опроса с применением полиграфа;

    предоставить полиграфологу перечень факторов риска;

  • обеспечить полиграфологу необходимые условия для проведения опроса с применением полиграфа, в соответствии с требованиями, установленными Государственной комиссией по опросам с применением полиграфа;
  • ознакомить в письменном виде лицо, которому предстоит пройти опрос с применением полиграфа, с правовыми основаниями и причиной планируемого опроса;

    получить согласие опрашиваемого лица на прохождение опроса с применением полиграфа;

  • уведомить не менее чем за сутки опрашиваемое лицо о намерении провести его опрос с применением полиграфа за исключением случаев, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, когда применение полигафа осуществляется при выявлении и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений;
  • гарантировать в письменном виде опрашиваемому лицу, что полученная от него в ходе опроса с применением полиграфа информация не будет передана третьим лицам без предварительного разрешения опрашиваемого лица, за исключением случаев, указанных в пункте 4 части 2 настоящей статьи;

    ознакомить опрашиваемое лицо с результатами опроса с применением полиграфа;

  • организовать-проведение повторного опроса с применением полиграфа в случаях и в порядке, предусмотренных частью 2 статьи 24 настоящего Федерального закона.

2. Инициатор имеет право:

  • получить от полиграфолога разъяснения по технологии и организации проведения опроса с применением полиграфа;
  • получить от полиграфолога полный отчет о результатах опроса с применением полиграфа;
  • самостоятельно принимать решение о времени ознакомления опрашиваемого лица с результатами проведенного в отношении него опроса с применением полиграфа;
  • инициативно передать результаты опроса с применением полиграфа компетентным органам исполнительной власти, если результаты такого опроса содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

3. Инициатор опроса несет ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Обязанности, права и ответственность полиграфолога

1. При проведении опроса с применением полиграфа полиграфолог обязан:

  • проводить опрос только при наличии согласия опрашиваемого лица на прохождение такого опроса, полученного без принуждения со стороны третьих лиц;

    ознакомить опрашиваемое лицо с вопросами, которые будут ему заданы в ходе тестирования на полиграфе;

  • выполнять требования методического и нормативного характера, установленные Государственной комиссией по опросам с применением полиграфа;

    не проводить опрос с применением полиграфа при наличии основания, указанного в статье 7 настоящего Федерального закона;

  • дать по требованию инициатора опроса разъяснения по технологии и организации проведения опроса с применением полиграфа;

    представить инициатору опроса результаты опроса с применением полиграфа;

  • оказать помощь инициатору опроса в принятии решения о передаче результатов опроса с применением полиграфа исполнительным органам государственной власти, если такие результаты содержат информацию, являющуюся основанием для подозрений опрашиваемого лица в подготовке или в совершении им противоправных деяний, отнесенных Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких преступлений;
  • сохранять в тайне информацию, которая стала ему известна в связи с проведением опроса с применением полиграфа, за исключением случаев, когда передача такой информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон допускает установление органами государственной власти дополнительных обязанностей полиграфологов, выполняющих опросы с применением полиграфа в отношении лиц, подпадающих под действие пункта 4 части 2 статьи 2, статьи 8, части 1 и пункта 3 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

3. Полиграфолог не имеет права:

  • задавать при тестировании на полиграфе вопросы, касающиеся расовой или этнической принадлежности опрашиваемого лица, его религиозных или политических убеждений и взглядов, сексуальной жизни и ориентации, за исключением случаев, когда постановка таких вопросов связана с проведением расследований, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации;
  • задавать при тестировании вопросы на полиграфе, направленные на получение от опрашиваемого лица сведений, составляющих государственную тайну, за исключением случаев, когда постановка таких вопросов связана с проведением расследований, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации;
  • скрывать от инициатора опроса какую-либо информацию, полученную от опрашиваемого лица при проведении опроса с применением полиграфа;

    высказывать в своём заключении суждения или выводы юридического, медицинского, психологического, психиатрического или иного характера в отношении опрашиваемого лица, если не является профессиональным специалистом в указанных областях знаний.

4. Полиграфолог имеет право:

знакомиться с имеющимися у инициатора опроса материалами, необходимыми для подготовки к работе и работы с лицом, в отношении которого инициирован опрос с применением полиграфа,

отказаться от проведения опроса:

  • а) при непредставлении инициатором опроса материалов, указанных в пункте 1 части 4-настоящей статьи;
  • б) при отсутствии, по его мнению, достаточного времени для необходимой подготовки к работе с опрашиваемым лицом.

5. Полиграфолог несет ответственность за нарушение норм настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Права и обязанности опрашиваемого лица

1. При проведении опроса с применением полиграфа опрашиваемое лицо имеет право:

  • быть ознакомленным в-письменном виде с правовыми основаниями и причинами предстоящего опроса;
  • в ходе предтестовой беседы и в период тестирования на полиграфе отказаться от дальнейшего участия в них с указанием или без указания причин принятия такого решения;
  • знакомиться с содержанием вопросов, которые будут ему заданы, и, если необходимо, участвовать в их редактировании и уточнении их содержания;

    отказаться от участия в проведении опроса с применением полиграфа, если уведомление о таковом было сделано менее чем за сутки, за исключением случаев, подпадающих под действие пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона;

  • представить письменное медицинское заключение, свидетельствующее о том, что его физическое и (или) психическое состояние может повлечь неадекватные реакции в ходе тестировании на полиграфе;
  • подать заявление об изменении сроков прохождения опроса с применением полиграфа в соответствии со статьями 12 и 17 настоящего Федерального закона;
  • обратиться в суд за защитой своих прав в случае нарушения полиграфологом или инициатором опроса положений настоящего Федерального закона;

    требовать в инициативном порядке проведения опроса с применением полиграфа в случаях, подпадающих под действие пунктов 2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона;

  • требовать проведения повторного опроса тем же или иным полиграфологом при несогласии с результатами проса с применением полиграфа.

2. Повторный опрос, инициированный опрашиваемым лицом, проводится за счет этого лица за исключением случаев, при которых проведение повторного опроса определено судебным решением и подпадает под действие пункта 8 части 1 настоящей статьи.

З. При выполнении тестирования на полиграфе опрашиваемое лицо обязано строго следовать инструкциям полиграфолога.

4. Отказ опрашиваемого лица от проведения предтестовой беседы, инициативное досрочное прекращение опрашиваемым лицом тестирования на полиграфе или умышленное невыполнение опрашиваемым лицом инструкций полиграфолога приравниваются к отказу от прохождения опроса с применением полиграфа и влекут за собой последствия, определенные, соответственно, статьями 11 и 15 настоящего Федерального закона.

Статья 25. Обязанности и ответственность ассистента полиграфолога

1. Ассистент полиграфолога не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям.

2. Ассистент полиграфолога несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной в ходе тестирования на полиграфе, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 26. Обязанности, права и ответственность переводчика

1. Переводчик в ходе предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и послетестовой беседы руководствуется обязанностями, пользуется правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Переводчик не имеет права вмешиваться в действия полиграфолога и обязан строго следовать полученным от него инструкциям.

Статья 27. Права, обязанности и ответственность представителя инициатора опроса

1. Представитель инициатора имеет право присутствовать при проведении предтестовой беседы, тестирования на полиграфе и послетестовой беседы.

2. Представитель инициатора обязан, строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям и не имеет права вмешиваться в его действия при проведении опроса с применением полиграфа, в том числе делать какие-либо замечания или заявления в периоды времени, когда осуществляется регистрация физиологических параметров опрашиваемого лица.

3. Представитель инициатора опроса несет ответственность за разглашение информации, ставшей ему известной при проведении опроса, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Права и обязанности адвоката (защитника) и иного законного представителя опрашиваемого лица

1. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица имеют право присутствовать при проведении предтестовой беседы, тестировании на полиграфе и послетестовой беседы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица обязаны строго следовать полученным от полиграфолога инструкциям, не имеют права вмешиваться в его действия при выполнении тестирования на полиграфе, в том числе делать какие-либо замечания или заявления в периоды времени, когда осуществляется регистрация физиологических параметров опрашиваемого лица.

3. Адвокат (защитник), родитель (опекун) или иной законный представитель опрашиваемого лица несут ответственность за разглашение информации, ставшей им известной при проведении предтестовой беседы, тестировании на полиграфе и послетестовой беседы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Порядок использования результатов опроса с применением полиграфа

1. Право использования результатов опроса с применением полиграфа принадлежит его инициатору.

2. Результаты опроса с применением полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие статьи 8 настоящего Федерального закона:

  • не являются доказательством недостоверности сведений, сообщенных данным лицом;
  • могут служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении этого лица;
  • дают право инициатору опроса до завершения указанных мероприятий приостановить исполнение,этим лицом его служебных обязанностей.

3. Результаты опроса с применением полиграфа лица, подпадающего под действие частей 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, могут являться доказательством по делу в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

4. Результаты опроса с применением полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие пункта 4 части 2 статьи 2 и части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи:

  • не являются доказательством недостоверности сведений, сообщенных этим лицом;
  • не влекут за собой ущемления его законных интересов и прав;
  • являются основанием для проведения дополнительных мероприятий по оценке достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.

5. Результаты опроса с применением полиграфа, указывающие на недостоверность сведений, сообщенных опрашиваемым лицом, подпадающим под действие части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона:

  • не могут являться основанием для отказа в допуске данного лица к исполнению им служебных обязанностей за исключением случаев, когда такой отказ вытекает из трудового договора;
  • не влекут за собой ущемления его законных интересов и прав;
  • могут служить основанием для проведения дополнительных мероприятий по оценке достоверности сведений, сообщенных опрашиваемым лицом.

Статья 30. Порядок хранения материалов опроса с применением полиграфа

1. Материалы опроса с применением полиграфа подлежат обязательному хранению в течение трёх лет, если инициатором опроса не установлен больший срок хранения.

2. Материалы опроса с применением полиграфа хранятся у инициатора опроса и(или), с его разрешения, у полиграфолога.

3. Условия хранения материалов опроса с применением полиграфа и, при необходимости, последующего их использования должны исключать возможность их утраты, искажения, или несанкционированного доступа к ним.

4. В случаях, если нормативными правовыми актами органов государственной власти или трудовым договором предусмотрено проведение периодических опросов с применением полиграфа, срок хранения материалов опроса должен быть не менее установленного срока проведения последующего опроса.

5. Сроки хранения материалов опросов с применением полиграфа, выполненных в процессуальных условиях, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Государственная комиссия по опросам с применением полиграфа

1. Организационные принципы проведения в Российской Федерации опросов с применением полиграфа органами государственной власти и негосударственными организациями, единые методические нормы проведения таких опросов, а также порядок подготовки полиграфологов для указанных органов и организаций определяет и контролирует Государственная комиссия по опросам с применением полиграфа.

2. Положение о Государственной комиссии по опросам с применением полиграфа утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 32. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение настоящего Федерального закона наступает дисциплинарная, уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 33. Прокурорский надзор за проведением опросов с применением полиграфа

Прокурорский надзор за соблюдением законодательства при проведении опросов с применением полиграфа и законности принимаемых решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Статья 34. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после даты его принятия.

Президент Российской Федерации В.В.Путин

Похожие статьи

Бесплатная консультация экспертов

Экспертиза видеозаписи
Валерий - 14 часов назад

Добрый день.  В рамках расследования уголовного дела, необходимо провести видеотехническая судебную экспертизу.  По имеющимся номерам…

Экспертиза горячей воды
Владислав - 3 недели назад

Здравствуйте! Нам нужна экспертиза температуры горячей воды в квартире. Можно у Вас заказать?

Независимая техническая экспертиза
Анатолий - 3 недели назад

в доме не хватает газа , так как подключен сосед. В суде попросили провести техническую…

Задавайте любые вопросы

3+11=